Вы здесь

Философские идеи Коперника, Галилея, Ньютона

Николай Коперник (1473 - 1543)В 1505-1508 годах пишет «Малый комментарий», «О движении небесных сфер».
Начал заниматься этой проблематикой по заданию одного из католических кардиналов, чтобы научить католиков правильно вычислять пасху. Юлианский календарь не учитывал треть суток; набежала большая ошибка, что требовало громоздких таблиц. Кардинал обратился к Копернику, чтобы тот создал новый способ расчета. Оказалось, что гораздо проще решать эти задачи, если считать, что Земля вращается вокруг Солнца. Другие задачи решались тоже более просто. Католическая церковь внесла изменения в календарь (григорианский календарь ввел Григорий 7), но книга была внесена в Индекс запрещенных книг.
Николай Коперник, опираясь на астрономические исследования, выдвинул принципиально иную картину бытия: • Земля не является центром Вселенной (отвергался геоцентризм); • Солнце является центром по отношению к Земле (геоцентризм заменялся гелиоцентризмом), Земля вращается вокруг Солнца; • все космические тела движутся по собственной траектории; • космос бесконечен; • процессы, происходящие в космосе, объяснимы с точки зрения природы и лишены
Галилей Галилео (1546-1642) «Звездный вестник» 1610, подтверждение правильности гелиоцентрического подхода Коперника к объяснению мираи идеи Бруно о бесконечности миров.
Провозгласил верховным авторитетом разум и опыт. Не был философом. При помощи телескопа обнаружил, что поверхность Луны и Солнца не гладка, Млечный Путь – сложная система звезд. Развивает новую методологию науки, основывающуюся на экспериментах и математике
В изучении природы Г. выделял два основных метода познания: сущность первого заключалось в том, что понятие опыта, в отличие от своих предшественников, Г. не сводил к простому наблюдению, а предпочитал планомерно поставленный эксперимент, посредством которого исследователь как бы ставит природе интересующие его вопросы и ищет на них ответы. Метод этот Г. назвал резолютивным, который, в сущности, есть метод анализа, расчленения природы, т.е. аналитический. Другим важнейшим методом познания Г. признавал композитивный, т.е. синтетический, который посредством цепи дедукции проверяет истинность выдвинутых при анализе гипотетических предположений.
Ньютон (1642 – 1727). В области философии Ньютон был склонен к компромиссам, которые понятны, если учесть историческое развитие Англии в период Реставрации. Характерный для физики Ньютона механический материализм был заключен философом Ньютоном в религиозно-идеалистические философские рамки. Он указывал, что «первоначальный толчок» для приведения в действие механизма всемирной машины был сообщен материи богом
Попытка полностью отменить материализм была предпринята со стороны субъек-тивного идеализма. Если понимать под природою только видимые ряды действий или ощущений, запечатлеваемых в нашем сознании согласно некоторым постоянным общим законам, то ясно, что природа, понимаемая в этом смысле, ничего произвести но может. Но если под природою подразумевается некоторое сущее, отличное как от бога, так и от законов природы и вещей, воспринимаемых в ощущениях, то я должен сознаться, что это слово есть для меня пустой звук без какого-либо связанного с ним попятного значения. Природа при таком ее понимании есть пустая химера, придуманная теми язычниками, которые не имели правильных понятий о вездесущем и бесконечном совершенстве Бога