Вы здесь

Философия Платона, ее роль в европейской культуре

Исходная мысль философии Платона – это мысль о том, что общие понятия, идеи или “эйдосы” – это особые бестелесные невидимые существа (духовные по своей природе), которые существуют объективно, вне и независимо от нас, т.е. наряду с миром изменчивых вещей, который мы видим своими органами чувств, есть особый духовный мир идей.
Эта позиция обычно определяется как объективный идеализм. Основание для такого взгляда состоит в том, что понятия действительно отличаются и от конкретных вещей, и от конкретных образов. Они относительно самостоятельны. Поэтому возможно рассматривать их в отрыве от вещей, как самостоятельные сущности.
Эта позиция содержит в себе множество трудностей в объяснении того, каким образом связаны идеи и вещи. По Платону вещи – это тени идей. Познание идей идет не через органы чувств, не через наши контакты с вещами. Оно осуществляется разумом. И это есть процесс воспоминания, т.к. человеческая душа до рождения человека пребывала в мире идей и имеет воспоминания об этом мире.
Характер платоновской философии отразился и в его работах, посвященных обществу и государству. Платон не просто критик современного ему общества, но и создатель первой в истории утопии идеального государства. Создавая эту утопию, Платон исходит не из существующей реальности, а из некоторой идеи государства, каким оно должно быть, чтобы обеспечить единство, сплоченность и справедливость.
Платон рисует образ государства, жестко разделенного на три основные касты, причем разделение предопределяется природными особенностями людей.
Философы, мыслители, которые управляют государством, следят за соблюдением его законов.
Воины, которые защищают его от внешнего врага.
Все, занятые теми или иными видами труда. От земледельцев до ремесленников и торговцев.
Общий принцип жизни в государстве – подчинение государству и его законам. Государство – это высшее благо. Не государство для человека, а человек для государства. Две высшие касты полностью обеспечиваются государством и не имеют частной собственности, чтобы не было враждебности интересов. У третьей касты есть частная собственность, но государство должно следить, чтобы не было разницы. Нет семьи – все дети свои. В рамках государства должно быть жесткое единство.
Государство Платона, задуманное как идеальное, несомненно, приобретает в его собственной характеристике тоталитарный характер. ( Личность подчинена государству). Но важно, что мысль делает шаг вперед – от осмысленности существующего – к конструированию будущего.