Вы здесь

ОБЩИЙ ВЗГЛЯД НА КЛАВИАТУРУ

Как известно, клавиатура является единственным стандартным устройством ввода текста. Отсюда следует простой вывод: если вы много работаете с текстом, то выбирайте удобную клавиатуру. С внедрением операционных систем (ОС) с графическим интерфейсом стандартным устройством стала также мышь. И подавляющее большинство пользователей управляет различными окнами и диалогами именно мышью. Для некоторых будет откровением, что почти все из этого можно сделать также клавиатурой, иногда значительно быстрее. Можно, например, раскрывать / закрывать ветки папок в левой панели Проводника, а также оптимально распределять ширину колонок в правой панели (см. виндузовый хелп). Можно быстро переименовать файл или папку, если просто нажать F2 в Проводнике. Этот подход не нашел распространения, потому что надо держать в памяти (своей, разумеется) шоткаты (shortcuts) - быстрые клавиши. Однако есть случаи, когда ничего учить не надо - это когда есть акселераторы - подчеркнутые буквы в меню, нажатие которых вызывает выполнение пункта (например, Alt+F раскрывает файловое меню; отличие акселератора от шотката в том, что первый имеет "самоподсказку".). Более того, мышью надо "целиться" каждый раз и какой бы опыт не был у вас за плечами время будет одно и то же. Напротив, акселераторы со временем выучиваются и далее выполняются хоть с закрытыми глазами. Если хотите быстро освоить такие приемы - отставьте на пару дней мышь. Применяйте акселераторы.
Бичом производительности являются переходы от клавиатуры к мыши и обратно. Дополнительные клавиши и кнопки, которыми год от года обрастают эти устройства, как раз и призваны уменьшить число таких переходов. Примерами являются уже указанный аккорд WL+E для запуска Проводника, WL+M для сворачивания всех окон, дополнительная клавиша на мыши под большой палец для листания открытых приложений. Bыбирайте клавиатуры с нужными вам дополнительными клавишами и используйте последние.
Ниже будут рассмотрены такие дополнительные клавиши. Заметим, что после установки клавиатуры настройка обычно не требуется, однако можно выставить частоту мигания курсора и скорость появления символов (при нажатии на одну и ту же клавишу). Однако через сетап (BIOS setup) можно выставить состояние NumLock (включение цифрового блока).

СКОЛЬКО ЖИТЬ КЛАВИАТУРЕ

В статьях, рассчитанных на самую широкую публику, встречаются пророчество о скором вымирании клавиатур: их должен заменить речевой ввод. Эти пророки торопятся. Например, фазу начальной загрузки (POST) никто не отменял и как, спрашивается, войти в установки BIOS setup, если в мозгах у компа еще ничего нет? А сколько людей, которые и двух слов не могут сказать, не вставив между ними "э-э-э" или "м-м-м" (включая комментаторов и телеведущих). Имя им - легион. Софт, который фильтрует эти мычания, еще предстоит написать. Это касается обычного текста. Но сейчас все чаще в Сети приходится заполнять различные формы. Тут нужно или называть вслух имена полей ввода, что хлопотно, или сначала щелкать мышкой по полю, а потом говорить его содержимое. А есть ли юниксоиды, плохо владеющие клавиатурой? У них руки-пулеметы, и речевой ввод им нужен как рыбке зонтик. Тут не могу не отметить, что интерфейс командной строки (CLI) может быть настолько развит, что оболочки над ним мало что дают. Такой CLI есть в командном интерпретаторе IOS - ОС сетевых устройств компании Cisco. Там можно поставить знак вопроса в любом месте и получить соответствующую справку. Если поставить "?" вплотную к первым буквам команды, то выведутся все команды с данным префиксом (правда все это облегчается разбиение на режимы, так что выводятся не все команды, а только доступные в данном режиме). Если поставить "?" через пробел, то выведется справка о параметре. Далее, если префикс однозначно определяет команду, то нажатие Tab дополняет имя команды. Говорят, все это было также в ОС VAX VMS. В вот в модном Линуксе есть только зачатки - дополнение команды по Tab'у.
В любом случае на ближайшие несколько лет клавиатура останется тем, чем она есть сейчас.

ЧТО ВЫБИРАЕТСЯ

Рассмотрим основные параметры выбора обычных клавиатур.
# Механизм клавиш. Определяет в первую очередь стоимость клавиатуры, а также тактильность (осязательное ощущение).
# Для механических клавиатур возможен выбор с кликом или без. Клик означает четкое осязание нажатия клавиши (сопровождаемое звуком), что многим нравится.
# Тактильные параметры: жесткость клавиш и длина хода. Жесткая клавиатура не дает возможность быстро и легко набирать текст. Слишком мягкая, наоборот, наставит лишних символов при случайном легком касании.
# Форм-фактор определяющих клавиш (обе Shift, Backspace и Enter). Когда эти клавиши имеют удобные форму и расположение, то работа облегчается.
# Раскладка кириллицы. Есть 2 раскладки кириллицы, одна из которых более удобна.
# Эргономичность клавиатуры. Так называемые эргономичные клавиатуры существенно меньше утомляют пользователя, хотя занимают больше места и стоят дороже.
# Наличие подставки для рук. Подставкa снижает утомление и улучшает внешний вид.
# Группы дополнительных клавиш. Это могут быть интернетовские, мультимедийные и др. группы клавиш. Ускоряет работу, позволяя меньше переключаться на мышь и обратно. Расположение клавиш сна должно быть такое, чтобы случайно их не зацепить.
# Интерфейс. Связан с развитием системных плат. Если останавливаться на USB, то далее можно выбирать, будет ли клавиатура служить USB хабом.
# Другие параметры. В качестве примера можно привести исполнение надписи, раскраска служебных клавиш, осязательные зацепки и др.

МЕХАНИЗМ КЛАВИШ

Существует 3 основных типа механизма клавиш:
- мембранный,
- полумеханический,
- механический, с кликом или без. Этот параметр в значительной степени определяет цену модели. Так, мембранные клавиатуры дешевле механических в несколько раз.
Это определяет также 2 стратегии для пользователей:
1. покупать дорогую клавиатуру "на века"
2. покупать дешевую клавиатуру и периодически менять ее.
Большинство пользователей выбирают вторую стратегию, тем более, что клавиатуры продолжают развиваться.

Мембранные клавиатуры

Название происходит оттого, что при нажатии клавиши замыкаются две мембраны. Возврат клавиши осуществляется резиновым куполом (с "шахтой" в центре).
Мембраны обычно выглядят как диски на пластиковой пленке, выполненной печатным способом. Для разделения мембран служит промежуточная пленка с отверстиями. Поэтому в предложениях часто пишут пленка. Так как мембраны находятся на внутренних сторонах пленок, то конструкция хорошо защищена, например, от пролитого кофе.
В более защищенной реализации все выглядит как единый резиновый коврик с выступающими куполами, расположенными под клавишами.
Плюсы мембранного типа клавиш:
- защищенность,
- низкий шум,
- низкая цена.

Полумеханические клавиатуры

В этих клавиатурах используются более долговечные и не протирающиеся металлические контакты. Все это размещается на печатной плате. Клавиша возвращается резиновым куполом.

Механические клавиатуры

В механических клавиатурах клавиша возвращается пружиной. Минусы такого механизма: отсутствие герметичности и дороговизна. Например, очистка от пролитого кофе займет немало времени. Правда есть модели с защитой, но они еще дороже. Плюсом является долговечность и надежность, особенно когда контакты позолочены.

ТАКТИЛЬНЫЕ ПАРАМЕТРЫ

К ним можно отнести жесткость клавиш и длину хода.
Жесткость клавиш определяется силой нажатия на клавишу. Нормальной считается величина 55 g. Жесткaя клавиатура не дает возможность быстро и легко набирать текст. Слишком мягкая, наоборот, наставит лишних символов при случайном легком касании.
Средней длиной хода (Travel distance) клавиши считается 3.5 мм. Если вы бегло набиваете текст, то видимо предпочтете более короткий ход.
Оба параметра определяются вкусом пользователя и осмысленно выбираются только после накопления личного опыта. В первый раз достаточно пробежаться по клавиатуре в магазине.

КЛИК

Еще один тактильный параметр. Клавиатуры бывают с кликом или без. В буквальном переводе клик (click) - щелчок. Точный перевод - тактильный (т.е. осязательный) барьер, появляющийся на середине нажатия и со щелчком преодолеваемый (откуда название). Реализуется дугообразной тонкой пластиной под клавишей, которая "рывком" прогибается.
Клик позволяет точно чувствовать, что клавиша нажата, и не пропускать буквы при быстром наборе. Клик нравится многим пользователям.
Заметим, что клик не спасет от невольной перестановки букв (бувк), возникающей при быстром наборе. Поэтому все равно приходится прогонять текст через орфографический корректор.
Обычно клик встречается у механических клавиатур (так как мало изменяет их стоимость), но изредка встречается и у клавиатур других типов.

ФОРМ-ФАКТОР КЛАВИШ
Форм фактором (ФФ) клавиш клавиатуры назовем форму и расположение клавиш. Различные клавиатуры имеют различные ФФ.

Определяющие клавиши
В первом приближении можно считать, что ФФ определяется следующими клавишами: Backspace, Enter, обе Shift (LShift - левая и RShift - правая).

Backspace активно используется для забоя при редактировании текста, а также для возврата к предыдущей Web-странице в браузере. Ctrl+Backspace во многих приложениях стирает целое слово.
Enter по-прежнему нажимается часто, несмотря на то, что время текстовых редакторов прошло (текстовым называется файл, у которого каждая строка заканчивается нажатием Enter). Например, для нажатия экранной кнопки OK или в визардах.
Обе Shift ("шифты") используются для набора текстов, как шоткаты, а также для переключения языков (особенно для тех, кто пишет русские тексты с вкраплениями английского или использует американскую версию ОС). Назовем эти клавиши определяющими, так как они определяют классы клавиатур с различными ФФ, сокращенно О-клавишами. Заметим, что хорошо, когда еще клавиша Esc большая, так как нажимается она также часто и это надо учитывать при выборе. Что касается также часто используемых клавиш Alt и Ctrl, то они практически всегда примерно в 1.5-раза больше алфавитных.
Считайте увеличенную клавишу Esc плюсом клавиатуры.

Клавиша Enter может иметь форму зеркального отражения букв L и Г относительно вертикали.
Очевидно, L-образная форма является наиболее удобной: по большой Enter можно попадать не глядя на нее.
Меньшее удобство Г-образной клавиши объясняется тем, что перед ней размещается редко используемая клавиша "обратный слеш" \, и поэтому дотягиваться до Enter дольше.
Для тех, кто освоил слепой метод (много таких?) нажимать на прямую Enter так же удобно, как и на L-образную.

РАЗЛИЧНЫЕ ФФ КЛАВИШ

П-ФФ
Здесь Enter прямая (Прямая, что отражено в названии ФФ), a остальные О-клавиши большие.
В других случаях Enter заползает на верхний ряд и выталкивает клавишу "/". Последняя вынуждена переехать на другие места, укорачивая одну из трех О-клавиш (встречаются все три варианта).

L-ФФ
Здесь Enter L-образная, a клавиша "/" укорачивает один из "шифтов". Однако он все же остается удлиненным, a вытесняемая клавиша становится с внешней стороны шифта. Последнее важно по двум причинам. Во-первых, не нарушается привычное расположение шифтов относительно клавиш из того же ряда. Во-вторых, шифт сдвинут внутрь относительно Ctrl. А это позволяет удобно брать аккорд Ctrl+Shift (мизинцем и безымянным), только и отведенный Microsoft для переключения между языками. В случае, когда шифт крайний, приходится выворачивать руки.

Г-ФФ
Здесь Enter Г-образная, a клавиша "/" вклинивается перед ней, со всеми минусами.

b-ФФ
Здесь Enter L-образная, a клавиша "/" укорачивает Backspace. Название говорит о малой Backspace. Мало того, что Backspace малая, так до нее еще дотягиваться дальше.

Г-ФФ, b-ФФ L-ФФ удобен всем, как владеющим слепым методом, так и не владеющим. Владеющие слепым методом (и поэтому без труда попадающие на Enter) найдут П-ФФ таким же удобным, как и L-ФФ. Так что можно сказать, что П-ФФ - выбор профессионала. Г-ФФ и b-ФФ имеют примерно равные минусы.

Eraze-Eaze
Это сомнительное новшество никак не связано с развитием ОС. Просто вдруг дизайнеров осенило, что клавиша Backspace часто используется и неплохо бы организовать ее близкий дубль. Сама идея безобидная, но вот ее реализация... Взяли и расщепили клавишу Space (пробел) на две половинки и разрешили любую из них назначить дублем Backspace. Назвали это Eraze-Eaze (легкое стирание).
Сомнительность затеи состоит в противоречии основному правилу слепого набора, согласно которому Space (пробел) нажимает свободная (а значит любая) рука. То есть, если последнюю букву слова вводит одна рука, то последующий пробел - другая.
Кроме того, удалить сразу несколько символов, а не один (а такой случай встречается чаще) проще выделив их и нажав Del.
Хорошо, если можно (через драйвер) переназначить обеим клавишам функцию Space. Если нет, то нужно семь раз подумать, прежде чем принять муки за собственные деньги.
Приобретайте только клавиатуру с программируемыми клавишами Eraze-Eaze.Content-Disposition: form-data; name="sort" 50