Вы здесь

Понятие о мышлении и его социальная природа. Связь мышления и речи

Познание объективной действительности начи-нается с ощущения и восприятия. Мышление ос-новывается на чувственном познании и далеко выходит за его пределы. То есть человек способен отражать особенности окружающего мира, кото-рые недоступны непосредственному восприятию. Мышление — это социально обусловленный, не-разрывно связанный с речью процесс обобщенно-го и опосредованного отражения действительно-сти в ее связях и отношениях между познаваемы-ми объектами.
Переход от чувственного познания к мышлению осуществляется с помощью слова (т.е. с участием второй сигнальной системы). Посредством слова люди обобщают признаки объектов, выделяют существенные из них, фиксируют и хранят ин-формацию, передают ее другим людям. То есть материальной основой мышления является речь. Чем глубже и основательнее продумана та или иная мысль, тем более четко и ясно она выражает-ся в словах, в устной и письменной речи. И на-оборот, чем больше совершенствуется, оттачива-ется словесная формулировка какой-то мысли, тем отчетливее и понятнее становится сама мысль.
Неразрывная связь мышления с языком отчетливо обнаруживает социальную, общественно-историческую сущность человеческого мышле-ния. Познание предполагает преемственность всех связей, приобретенных в ходе человеческой исто-рии. От общества человек получает всю сумму знаний, которую человечество приобрело до него. Все это происходит благодаря тому, что человек не только может фиксировать, но и передавать знания с помощью языка.
Социальная природа мышления раскрывается и в том, что именно в обществе возникают потребно-сти или необходимость чего-либо понять, узнать, объяснить. Именно в обществе в процессе прак-тической деятельности, общественной или личной жизни человек сталкивается с неожиданным, не-знакомым, с проблемами и задачами. И в том, ка-кие задачи и в каком направлении будет решать человек, раскрывается социальная природа мыш-ления.
Таким образом, человеческое мышление возника-ет в обществе, в нем развивается и совершенству-ется, вне общества оно невозможно.